Основной целью современных изменений в российской системе образования является обновление школы, обеспечивающее создание оптимальных условий для всестороннего развития личности с новым сознанием, с уровнем образования, отвечающим, с одной стороны, интересам, склонностям и запросам учащегося, а с другой – общекультурным нормам, общечеловеческим идеалам.
Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни - такова подлинная цель современного образования, отвечающая современным социальным ориентирам. В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» заявлен «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». Гуманистическая парадигма современного образования вызывает необходимость личностно ориентированного обучения, направленного на стимулирование и развитие творческих и познавательных интересов, потребностей, наклонностей учеников.
Педагогический процесс в этих условиях с учетом идей личностно ориентированного образования должен быть направлен на ученика как на личность с ее индивидуальным развитием и проявлением способностей. Особенно важно такое обучение для подростков, развитие которых помимо традиционной учебной деятельности дополняется самоуправлением своей деятельностью на рефлексивной основе. Успешность обучения также во многом зависит от мотивации обучения, от личностного смысла, которое оно для него имеет. Личностно ориентированная педагогика основана на обеспечении индивидуального поиска ученика, заинтересованного в том, чтобы получить ответ на вопрос, который сам поставил.
При формировании концепции будущего нашей школы мы исходили из необходимости реализации стратегии модернизации образования, определенной Национальным проектом «Образование» и входящими в его структуру Федеральными проектами, и важности удовлетворения запросов основных участников образовательной деятельности которые видят своё образовательное учреждение как открытое образовательное пространство с созданными условиями для успешной реализации личностного роста всех его субъектов. Педагогической коллектив МОУ СОШ № 4 им. П.В. Лобанова, пос. Верхнестепной стремится к созданию такой образовательно-воспитательной среды в школе, которая позволит обеспечить успешность каждого ребенка в процессе самореализации в системе социальных отношений вне зависимости от его психофизиологических особенностей, учебных возможностей и склонностей.
Педагогической коллектив считает своей главной задачей развитие школы как открытого образовательного пространства для получения качественного образования всеми учащимися, для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых. Предназначение нашей школы - дать каждому ученику возможность быть успешным в образовательной деятельности, найти и выразить себя сообразно своим интересам и способностям.
Концепция разработана на основе анализа социального заказа и существующей ситуации в школе. Основой для реализации программы развития в значительной мере является педагогический поиск и инновационная деятельность коллектива школы.
Программа определяет систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие всех участников образовательных отношений в решении современных задач образования и в качестве ведущих приоритетов выделяет следующие социальные и педагогические понятия:
- успешный ученик - хочет знать и уметь, может узнать и научиться, способен согласовывать хочу, надо и могу, активно проявляет свою гражданскую, патриотическую позицию;
- базовые национальные ценности ‒ основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
- духовно-нравственное развитие личности гражданина России ‒ осуществляемое в процессе социализации, последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Основные принципы реализации Программы развития:
- Принцип качества - соответствие полученных результатов поставленным целям и задачам;
- Принцип преемственности - согласованность содержания образования, технологий, нормативов и механизмов управления образовательной деятельностью обучающихся между уровнями образования;
- Принцип саморазвития - использование внутренних ресурсов, адаптация к происходящим в обществе изменениям;
- Принцип научности - использование современных научных достижений для реализации Программы, разработки новых интеллектуальных продуктов;
- Принцип индивидуализации обучения – всесторонний учет уровня способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных траекторий развития;
- Принцип совместного действия - субъектность участников образовательного процесса.
Цель Программы развития: Повышение качества и эффективности деятельности всех компонентов образовательной системы школы в соответствии со стратегией развития российского образования, современными потребностями общества
Задачи Программы развития:
- Развитие механизмов управления качеством образования.
- Привести систему оценки качества образования в соответствии с нормативными документами;
- Проводить мониторинг результатов воспитания и развития обучающихся, профессиональной компетентности педагогических работников.
- Обеспечить стабильное функционирование школьной системы оценки качества образования
- Создание условий, обеспечивающих доступность качественного образования и успешную социализацию обучающихся.
- Обновить технологии обучения и содержания предметных областей на основе вводимых стандартов образования;
- Продолжить работу по конструированию индивидуальных образовательных траекторий различных групп, обучающихся; совершенствования методик преподавания, привлечения инновационных технологий;
- Выявлять и реализовывать возможностей каждого ребенка;
- Развивать систему поддержки одаренных и талантливых детей;
- Сформировать образовательную среду, обеспечивающую сохранение здоровья, социальной комфортности, безопасности участников образовательного процесса;
- Сформировать безопасную, комфортную, экономически эффективную цифровую среду, позволяющую управлять образовательным процессом, контролировать и анализировать его результаты;
- Обеспечить индивидуализированное психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
- Развивать материально-техническую базу для создания эффективной среды реализации ФГОС.
- Создание условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагогических и руководящих кадров.
- Повышать профессиональную компетентность педагогических кадров через реализацию технологии методического сопровождения образовательного процесса, технологию наставничества для молодых педагогов в условиях реализации ФГОС;
- Поддерживать молодых педагогов и успешно интегрировать их в профессию;
- Повышать профессиональную компетентность управленческой команды, используя технологию научно-методического сопровождения управления реализацией программы развития.
- Создание условий, направленных на повышение воспитательного потенциала школы.
- Воспитывать ответственность за результаты своего образования, гражданскую ответственность и патриотизм, (уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, ответственности за будущее своей страны).активную жизненную позицию обучающихся, формировать социальные компетенции, вовлекать их в деятельность молодежных общественных объединений; развивать ученическое самоуправление;
- Вовлекать обучающихся в социально-значимые проекты, участие в добровольческой деятельности;
- Разработать активные формы сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся на основе взаимоподдержки и общности интересов в деле воспитания и образования подрастающего поколения;
- Расширить музейное пространство и активизировать роль школьного музея в патриотическом и нравственном воспитании подрастающего поколения
Основные направления деятельности по реализации программы:
1.Реализация основных образовательных программ на ступенях образования. Развитие инфраструктуры образовательно-воспитательной деятельности:
-Завершено введение ФГОС на уровне среднего общего образования;
-Отработана процедура защиты индивидуального проекта итоговой аттестации на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
-Внесены изменения Основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
-Реализуется Учебный план внеурочной деятельности и дополнительного образования, программы внеурочной деятельности на уровнях НОО, ООО, СОО;
- Реализация внеурочной деятельности на всех уровнях образования через школьное самоуправление и план воспитательной работы школы;
- Совершенствуется система внутренней оценки качества образования, индивидуальных образовательных достижений обучающихся: разработан и введен в действие пакет локальных нормативных актов, обеспечивающий системный подход и единство требований к содержанию, процедурам и определению критериев оценки качества образования;
- Информационная открытость – это и пользовательский запрос и одно из условий повышения качества образовательной деятельности и инструмент развития образовательной организации. Наиболее перспективным и востребованным инструментом информационного взаимодействия является Интернет-сайт школы. К элементам системы открытости школы относятся электронный журнал, виртуальный методический кабинет, электронная учительская;
-Организация педагогического процесса, направленного на формирование и развитие у учащихся образовательной деятельности, позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности, что реализуется в педагогическом процессе и самим педагогом.
2.Развитие воспитательной среды:
Воспитательным пространством современного школьника сегодня является всё, что его окружает как в самой образовательной организации, так и вне её. Открытость школы к реальным социальным процессам, происходящим в стране, активизация взаимосвязей с образовательными, культурными, религиозными организациями города, достижение согласованности целей образовательной деятельности с потребностями и возможностями окружающей среды становятся важным условием формирования субъектности и личностного самоопределения школьника. Создание открытой, высокотехнологичной воспитательной среды – задача, требующая использования не только всех ресурсов образовательной организации, но и всего образовательного и социокультурного потенциала.
Активными участниками образовательно-воспитательного процесса являются не только ученики и педагоги, но и родители и социальные партнеры школы.
3.Повышение профессиональных компетенций педагогов и работников управления:
Деятельность по кадровому обеспечению и повышению профессионального мастерства педагогических работников осуществляется по следующим направлениям:
- подбор и эффективная расстановка кадров;
- профессиональное и функционально-ориентированное повышение квалификации сотрудников учреждения;
- психолого-педагогическое просвещение педагогов;
- адресная помощь сотрудникам по личным затруднениям на основе диагностических исследований;
- стимулирование и поддержка творчески работающих педагогов;
- оценка качества профессиональной деятельности.
Существующая в школе модель повышения профессиональной компетенции педагогов (мотивационной, технологической, когнитивной, социальной коммуникативной, информационной, нравственной), включает курсы повышения квалификации, работу методических объединений, постояннодействующий семинар, семинары практикумы, конкурсы профессионального мастерства, тренинги. Потребности преобразования профессиональной деятельности по сопровождению обучающихся к личному успеху в образовательной деятельности выявили необходимость внесения изменений в структуру модели: организовать работу групп молодых педагогов, педагогов работающих на классе; использовать формы методической работы, стимулирующие взаимодействие по решению профессиональных проблем и создание новой практики: лаборатории по отдельным направлениям деятельности, спецкурсы по решению актуальных проблем коллектива, выставки творческих достижений; создание современной системы оценки качества педагогической деятельности на основе результатов образования.
4.Управление качеством образования:
Успешная образовательная деятельность ученика определяется эффективностью управления образовательной организации. Для эффективного функционирования Образовательной организации важны все компоненты внешней и внутренней среды. Эффективность управления Образовательной организацией зависит от механизма и качества обратной связи. Управление деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, на анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Управление школой означает воздействие руководителей на участников образовательных отношений с целью достижения запланированного результата. Объектом управления являются образовательная деятельность и обеспечивающие её программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые условия, а целью – эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала. Эффективность управления Образовательной организацией обеспечивается наличием системного подхода, видением перспективы развития, построением программной деятельности с опорой на творческий потенциал педагогического коллектива, целесообразностью распределения функциональных и обязанностей между административными работниками.
В основу управленческо-педагогической и управленческой деятельности для эффективности реализации программы положены правила:
1) решения принимаем совместно только на основе объективного анализа;
2) стратегические и тактические цели и задачи формулируем вместе;
3) конкретика целей и задач - условие объективной оценки результата;
4) нет деятельности – нет и результата, или под лежачий камень и вода не течет;
5) согласованные нормы и правила обеспечивают синергетический эффект совместной деятельности по достижению целей;
6) уважение личности, её деятельности, поддержка друг друга участниками образовательного процесса;
7) от Программы развития школы к методическому проекту учителя;
8) только успешный учитель воспитает успешного ученика;
9) продуктивная деятельность должна быть простимулирована не только количественно, но и качественно;
10) результат должен приносить удовлетворение, желание достичь большего и быть представлен во внешнюю среду.